black_marya: (чюрленис)
[personal profile] black_marya

Проснулась я ни свет ни заря. Кажется, повсюду в северной Испании и ровно без пятнадцати семь, хоть часы сверяй, начинает переливисто петь какая-то птичка. Уже не первый раз я просыпаюсь одновременно с ней. В полумраке крадусь на ощупь в ванную, затем пытаюсь сложить успевшие расползтись по обоим этажам кровати (они в альберге повсюду двухэтажные) вещи, но полиэтиленовые пакеты безбожно шуршат, поэтому оттаскиваю рюкзак на крыльцо.  Тут было свежо и росисто. Пока я копаюсь, светает. Небо звонкое и ясное. Лишь вереница кучевых облаков розовеет на горизонте. Оттащив рюкзак, я возвращаюсь с фотоаппаратом... Так запросто можно убить пол часа.

Тем временем и прочие пилигримы проснулись, и в альберге началось сонное хождение кругами. После завтрака сборы продолжаются уже более бодро. Этим утром все укладываются дольше и тщательнее обычного. Мы планируем идти на Оспиталес, англичанки и кто-то еще из старшего поколения в складчину собираются заказать такси, чтобы перевезти рюкзаки до Пола де Альенде. Попрощавшись с попутчиками ("увидимся в Сантьяго"), мы двинулись вперед.

Мы так много и давно о нем говорили, что поглядеть на Оспиталес в живую уже не терпится, но развилки еще надо дойти: по шоссе, затем проселками, через поля...

Радуемся солнышку и зеленой травке.

При свете сегодняшнего дня лужи кажется безобидными.

На входе в очередную деревеньку пропускаем коров. Здесь пахнет навозом и немножко молоком, а заглянув в распахнутую амбарную дверь, мы видим...Сколько-сколько? ;)

И вот долгожданный указатель. Рядом на доске указан даже километраж, который мы нигде не могли отыскать в интернете: 16 км, ерунда! После вчерашнего мы чувствуем себя бывалыми бродяжниками: как шутили вчера за ужином, какой только погоды мы не перевидали: солнце было, дожди были, туманы были, был град, был снег, была гроза. Что еще бывает? Я в шутку предложила ветер (эх, что бы мне промолчать тогда!), а голландец - землетрясение, которое мы все же забраковали - все же не погодное явление.

Нам направо (ракушки в Астурии развернуты в другую, чем в Галисии сторону).

Дорога ведет нас по опушке соснового леса. Тут прохладно и сладко пахнет хвоей.

Затем Путь пересекает шоссе...

давая возможность осмотреться:

... и снова уходит на грунтовку.

Дорога описывает петлю вокруг холма, увенчанного каменной стеной (здесь невозможно угадать, древняя ли это кладка или недавняя), и, выйдя к выселкам очередной деревеньки, подводит к небольшой часовенке, capilla de San Pascual, буквально подталкивая подойти и поклониться святым...

Ну вот и все, Камино уходит в горы, прочь от населенных мест. Калитку "сторожит" корова, вольно пасущаяся на склоне.

Мы осторожно обходим ее, ссорится с коровой совершенно не хочется, и перед нами тянется широкая тропа, взбирающаяся вверх по поросшему вереском склону.

Я иду медленно, потому что никак не могу налюбоваться открывающимся видом. Освещение неприметно меняется, и с каждой минутой, с каждым шагом взгляд замечает что-то новое. Перестать фотографировать - выше моих сил.

Время летит, к азарту и упоению добавляется беспокойство: время уходит, надо идти побыстрее... А дорога тянется вверх. Ковер вереска редеет, его сменяет все более плотно лежащий на траве снег.

Мы поднимаемся выше, и ветер радостно принимает нас в свои холодные объятья. Приходится утепляться: сначала я поддеваю термуху, затем куртку... и  болоньевые штаны.

Раз уж мы вынужденно остановились и, наконец, более или менее оделись, можно полюбоваться, как ветер гонит облака и как тени бегут по склону горы.

Здесь чашей сходятся несколько хребтов.

Но нам снова вверх.

Тут уже снег лежит не вытертым до полупрозрачности половичком, тут он стелется под ноги, слепит глаза, так что идти нужно прищурившись, а то и вовсе приходится остановиться и постоять крепко закрыв веки. Одно хорошо - путь промаркирован отлично: через каждые 30-50 метров торчат деревянные столбики с желтыми стрелками. Самой тропы уже местами не видно, но по стрелкам можно безошибочно идти.

Понимая, что дальше будет только хуже, мы устраиваем привал: отходим в сторону от тропы, по которой нынче гуляет только ветер, чтобы укрыться в кругу низкорослых сосенок, погрызть вафель, глотнуть воды. Я стынущими руками сдираю шкурку с апельсинки.

Чуть поодаль пасутся лошади.

Им, наверное, не холодно, они привычные. Неожиданно в голову приходит мысль: теперь мы знаем, что за козел поперся сюда до нас...

И он вовсе не двуногий, как нам казалось. А еще, почему-то яркое и радостное, приходит осознание: да мы на голову совсем больные, что сюда пошли! Как же здорово!

Снег здесь в лучшем случае по щиколотку (это летних, сетчатых кроссовок, если что), а чаще - по колено. Тропы не видно... то есть где она проходит, понятно, но, так как дорога врезается в склон и вдобавок (наверное) окаймлена каменной изгородью, именно здесь снега намело, пожалуй, что и по пояс. Мы скоро понимаем, что пройти реально только по кое-где пробивающимся из снега колючим кустикам.

На фото только кажется, что кочка махонькая: сам куст - наверное, это и есть древовидный вереск - может разрастаться в высоту только что не выше человеческого роста. Впрочем, это, пожалуй, все же в менее суровых условиях.

Ну в общем - как-то так...

Где-то я слышала, что Оспиталес - это средневековый паломнический маршрут, именно по этому Рута Оспиталес не спускается в долину, а следует вдоль гребня, официальный камино же проложен позже, чтобы пройти через населенные пункты, и поэтому сначала сбрасывает, а затем резко набирает высоту. В старину так не ходили... И в старину в самых сложных местах строили приюты.

Черт возьми, отчего вы не идем лет на триста раньше - тогда тут можно было отогреться у очага, а то и сготовить что-нибудь - того самого козла! - на огне.

У нас же есть только замерзшая шоколадка и невкусные вафли. Да и сам приют выглядит негостеприимно.

Красиво, конечно, однако холодно... и пора идти дальше, время не ждет. Впрочем, здешние снега не желают так просто с нами расставаться. Нас ждет новое препятствие - кажущаяся непроходимой лужа. Неужели придется мочить ноги в этой воде, здесь, где до ближайшего альберге еще больше пятнадцати километров? Но нет, если присмотреться - можно переправиться вброд, не замочив ног: по камушкам. В одном месте ступить катастрофически некуда, но камней-то поблизости много. Выкорчевав подходящего размера булыжник, мы вносим свой вклад в благоустройство Камино: теперь тут можно пройти!

(Фотографии нет - я решила не пугать ни родителей, ни себя... Требуйте альтернативного отчета!)

Широкая дорога оборачивается совсем узенькой тропкой, льнущей к крутому склону. Оступиться страшно - падать вниз в снег и колючки совсем не хочется. Я иду наклонившись вправо, как таежное деревце, стелющееся по ветру. Вот уж не ожидала, что буду настолько благодарна тяжелому рюкзаку и палкам, которые можно поставить в распор, иначе, я почти уверена, меня бы сдуло ветром. Так что спасибо, предложение взять мой рюкзак греет душу... но лучше я сама!

На этой фотографии на горизонте можно разглядеть ветряки - справа такие же, так что ветер здесь оглушительный.

Но все рано или поздно заканчивается, заканчивается и эта козлиная тропка. Дорога делается шире... и уходит под воду.

Хребет обрывается неожиданно. И еще более неожиданно тропа выводит к небольшому озеру. Здесь даже кишат морозоустойчивые головастики!

Кажется, мы срезаем какую-то излучину Пути: увидев на соседнем холме знакомые столбики, мы, не разбирая дороги, скатываемся вниз, к шоссе, и на другую сторону.

Мы осилили, дай Бог, половину Руты Оспиталес, силы на исходе, но нерассуждающее сердце говорит: выбрались! - и ноги несут вперед. Слегка заплетаясь.

Наконец, Камино незаметно переваливает через хребет, и начинается спуск.

Очередной поворот и вдали виднеется Монтефурадо. Где-то здесь сходятся Рута Оспиталес и основной Камино... непонятно только, где именно...

Однако прямых путей тут нет. Зато тропа может быть еще вот такой:

И вот, наконец, Монтефурадо:

Кругом ни души... я почти убеждена, что деревня давно заброшена. Еще бы! тут водятся драконы:

Нам нужно прокрасться мимо...

И, оказывается, люди здесь все же живут - где-то во дворе натянута веревка и сушится самое обыкновенное белье. А дальше прямо на Камино пасется стадо коров. Не пропадать же таким замечательным лугам только потому, что они муниципальные. Да и народу на Примитиво, наверное, не так и много ходит.

Здесь в траве, среди коровьих лепешек отлично живется жаворонкам. Настолько привольно, что они даже не улетают, когда я достаю фотоаппарат.

Однако до следующей деревеньки нам еще идти и идти... Одно радует, можно рассматривать цветочки. Чтобы не мучить вас дополнительными фотками, не буду прилагать иллюстрацию, но здесь множество крохотных диких нарциссов (на обочине справа, пожалуй, один из них).

И - неожиданно вспоминаю - у меня есть еще один апельсин! Я буквально разрываю его, очень плотоядно и не очень женственно...

Но вот, наконец, и Lago.

Возле этой церкви замечательный заборчик, на который можно упасть, снять одолженные штаны и попытаться привести себя в человеческий вид. Впереди ждет подъем по асфальтированной дороге, и я туда не хочу. И все же рассиживаться бессмысленно, собравшись с духом, идем дальше. И - ура! - Камино выводит нас к маленькому бару, где хозяйничает строгая сеньора. Именно здесь я сожру самый вкусный на свете boccadillo de jamon (а это не много не мало пол багета и толсто поструганный свежий хамон в три-четыре слоя). Сделав заказ, я отправляюсь в servicios - умыться. Безуспешно пытаясь оттереть перепачканный в чем-то нос (апельсин, что ли?), я не сразу, но понимаю, что это веснушки... Впрочем, на следующий день я и вовсе не узнаю себя в зеркале: густой загар, сгоревший в хлам и даже слегка припухший нос - да мне впору сниматься в фильме про индейцев.

Спасительный бар выглядел банально, поэтому я оставила себе на память фото хозяйского двора.

Хамон волшебным образом придает сил, и оставшиеся до Бердуседо километры пролетают стремительно. Кажется, нам напрямик через сосновую рощу, а затем немного по шоссе, и вот и приют, сразу на входе в поселок. Он ужасен (стоит 3 евро)... но силы так же внезапно, как появились, иссякают. Но, надо сказать, оспитальера по крайней мере жестко поддерживает чистоту. И за углом неплохой магазинчик. Мы покупаем совершенно непрактичные вино, оливки и клубнику - хочется себя побаловать.

Роскошного ужина, однако, не вышло: на кухне крепко засела незнакомая компания паломников, чистой посуды нет, нижних мест в спальне тоже. Проводим ревизию пронесенных от Саласа продуктов (мы планировали устроить привал на природе, однако Оспиталес не был гостеприимен). Сыр приходится выбросить, хлеб сплющился, открывая банку тунца я режу себе палец, разогреть зеленый горошек не на чем. Делать нечего... мы собираемся устроиться на полу в спальне, когда, наконец, кто-то догадывается: вы, наверное, хотите поужинать. Да!

ЗЫ: а ведь получается, что в этот день мы прошли 32 км...