![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Неправильности правильности
После долго ожидания вышла пусть не книга, но рассказ или даже небольшая повесть, если судить по объему, замечательной Элеоноры Раткевич со странным названием "Здравствуйте, я ваша теща".
... прежние мечты тускнели и выцветали - словно пестрный некогда наряд, вываренный прачкой в горячем щелоке: тряпка линялая, сколько ни приглядывайся, а узора уже не разобрать. И только память некстати подсказывает: здесь раньше цветок распускался, а здесь и вовсе птица на ветке пела... Рейф еще не вполне понимал, что был бы наряд цел, а узоры - дело наживное, не успевал понять: слишком быстро переменилась его жизнь. Но что лучше наряд линялый, да чистый, чем цветастый, но грязный, понимал отлично.
В одну историю и в судьбу обреченного города вплетаются жизни героев и даже можно сказать литературные клише... "Если Рейф ришел в Меллу из неправильной сказки, то госпожа Эссили явилась к нему из неправильной баллады". А последний герой рассказа - Кэри - из неправильного рыцарского романа о благородном мстителе... Раткевич остается самобытной писательницей, сплавляющей и стилизующей, и обыгрывающей, и создающей нечто удивительно новое, незамутненное в своей простоте и оригинальности. С самого начала нет сомнения, что новый узорчатый наряд, сшитый ею, будет более настоящим и жизненным, чем мечталось.
Но этот рассказ - первый из всех ее историй - пришелся мне совсем не по вкусу. Слишком уж явно и настойчиво прописано, что именно Эла Раткевич считает правильным, а что неправильным. Возможно, не хватило объема - герои вышли чересчур идеальными и умозрительными, а не по-настоящему живыми. Возможно, не хватило обыденности, юмора, языковых вкусностей - в обреченном городе и жизнь словно остановилась. "Мелла была сердечной и радушной... а под ней, словно подземные воды, струилось ожидание - тем более жуткое, что никто ничего не мог сделать". И город, и герои, - все "напоминает маску самого себя, надетую на ожидание".